Идентификация личности в средневековой Европе: имя и герб. Гербы Испании.
1.Имя, отчество, фамилия.
Младенец, родившийся в средневековой Европе, после крещения получал имя, которое идентифицировало его как индивидуума. Имя давал священник, и, начиная примерно с тысячного года, христианские имена полностью вытесняют варварские. Священник давал имена, вписанные в святки, которые были именами святых и великомученников. К этим именам в знатных фамилиях добавляли династические имена, в большинстве случаев имя отца. И ребенок получивший имя от священника Мишель, с добавлением династического имени Санш именовался Мишель Санш. Слово Санш играло роль отчества. То есть если по-русски: Мишель Саншевич.
Если с имением даваемым священником при рождении и все ясно, то со вторым и третьим именем не все однозначно. Путаница возникала из-за того, что сын Мишель Санш к имени, полученному при крещении,например Пьер, добавлял имя отца и получал имя Пьер Мишель Санш. Правнук Санша уже имел уже четыре имени! Постепенно эта путаница устранялась тем, что Саш становилось фамилией человека. Иногда имя отца упускалось, и человек идентифицировался, как Пьер из рода Санш.
Так идентифицировались люди из знатного рода, получившие,в качестве фамилии, имя своего предка.
Люди не знатные получили свои фамилии от местности, в котором они проживали, или от профессии главы семейства. В зависимости от местности обычно идентифицировали жителей сельской местности.О человеке, родившемся в деревне Монмо и,получившему при крещении имя Мишель, говорили: Мишель из деревни Монмо.
В больших городах идентифицировали по основной профессии главы семейства. Например, Мишель Буше - означает Мишель Мясник. О детях говорили Пьер – сын мясника. Потом слово сын упускалось, и Пьер становился - Пьер Мясник.
В средние века кроме перечисленных выше имен ещё давали людям прозвища, которые иногда становились фамилиями семейств.
Например, Мишель Шов - означает Мишель Лысый или Мишель Шеваль – означает Мишель Лошадь, Мишель Кок – Мишель Петух. Окончательно фамилии семейств сформировались в конце средневековья, т.е. в 14-15 веках.
2.Печать и герб.
Личный знак использовался с древних времен. Вожди племени короли, знатные люди со свои личнымзнаком изготавливали печати, необходимые в их жизнедеятельности при утверждении приказов и осуществлении сделок.
Личными знаками они украшали имущество, воины украшали свое оружие. Рыцари стали помещать личные знаки на своих щитах начиная с 11 века.
Рыцари были одеты в металлические доспехи. Шлем и забрало полностью закрывали голову рыцаря, так что узнать его было трудно. Появление на щитах особых изображений стало необходимым, для того чтобы как-то отличать рыцарей друг от друга. Затем рыцарские знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну и называться гербами.За преступления и позорные поступки рыцарей лишали своего звания. Во время процедуры снятия рыцарского сана, орудие рыцаря ломали на куски. Герб по приговору суда стирали с рыцарского щита, а сам щит привязывали верхним концом вниз и
выставляли напоказ на шесте, рыцарь, лишенный звания и герба, изгонялся из общества феодальной знати.
В знатных родах было два основных символа идентифицирующего род это родовое имя и герб, иногда к ним добавляли знамя, но в большинстве случаев на знамя помещали герб.
С 12 века герба стали официальными эмблемами личности и семьи. Композиция герба стало подчиняться строгим правилам, касающимся выбора
цветов и символов. Строго запрещалось при создании новых символов, применять уже существующие цветовые и изобразительные решения. Любой христианин, идентифицируя свою личность, мог иметь или создать свой символ и пользоваться гербом, если его символ действительно оригинален. Те люди, которые не имели родового имени и идентифицировались по местности, стали свои символом считать символ этой местности, появились гербы городов, поселений. Люди, которые идентифицировались по роду занятия и входили какое-либо сообщество, например,людей занимающихся ткачеством, стали идентифицировать себя с помощью герба этого сообщества.
Духовенство стало пользоваться как личными гербами, так и гербами монастырей или других религиозных объединений.
ПРИМЕЧАНИЕ:Фотографии испанских гербов были сделаны Лимаревым В.Н. в Каталонии. Основные материалы (текст) взяты: из книги МАРИ-АНН ПОЛО де БОЛЬЕ: "Средневековая Франция"
http://latin-history.narod.ru/imena.htm