Священная Римская Империя Германской Нации.

Авторські статті на нумізматичну тематику

Священная Римская Империя Германской Нации.

Непрочитане повідомлення Praga-1300 » 17 січня 2013, 15:48

    Уважаемые форумчане!
   Данная статья публикуется с любезного согласия Деревягина Валерия Андреевича - нумизмата, для которого историческая подоплёка стоит, наверное, даже выше, чем сам предмет коллекционирования. Систематизация и классификация исторического материала Священной Римской империи, и привязка к нему нумизматической информации, на мой скромный взгляд, - выше всяких похвал.
   Ссылка на персональный сайт: http://sovino.ru

                                                 Священная Римская Империя Германской Нации

Зображення
   Священная Римская Империя Германской Нации. (Sacrum Romanorum Imperium Nationis Germaniae) - замечательное политическое объединение, сохранявшее в продолжение десяти веков (800—1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX века и Италии в средние века.     

   По своему происхождению, Римская империя Германской нации была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обуславливали собой всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира. Начало Римской империи Германской нации относится к 800 г., когда Карл Великий был коронован римским императором. Событие это было заранее подготовлено. Карл не думал об отделении Рима от Константинополя. До 800-го года законной наследницей Римской империи была Византия, восстановленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. Константина VI, а не преемником Ромула Августула.

   Событие 800 г. явилось результатом соглашения между папой, церковными, светскими сановниками и королем. Карл фактически владел империей; он распоряжался в Риме — столице империи (matrona imperii), был защитником церкви. Но Римская империя считалась единой, неделимой; коронование Карла, не провозглашая отделения Запада от Востока, объявляло Рим столицей, как политической, так и церковной. Власть Карла была освящена коронованием, но не увеличена. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла вращалась стех пор в кругу теократических идей. Вторичное восстановление империи было совершено Оттоном Великим.     

     Несмотря на предшествовавшие смуты, Рим представлялся "золотым городом" (aurea Roma), его судьба — судьбой всего мира. "Пока Колизей будет цел, Рим будет жить; когда падет Колизей — падет и Рим, а когда падет Рим, падет и весь мир", — таково было представление современников о величии древней империи. 2 февраля 962 г. Оттон поднял общий энтузиазм своим коронованием в сане "императора-Августа". В уме средневекового человека, которому древность завещала идею всемирной монархии, сложилось глубокое убеждение в необходимой связи Римской империи и католической церкви.     

     Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он — imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и "patronus", т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом. "Как на небе, — говорил император Фридрих I, — только один Бог, так и на земле только один папа и один император".  Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан. Он — "глава христианского мира", "светский глава верных", "покровитель Палестины и католической веры", превосходящий достоинством всех королей.     

     Претендент между моментом вступления на престол и моментом своей коронации, носил титул королей Римлян (Рекс Романорам), затем начиная со своей коронации – Германский Император (Imperator Romanorum).

     До Людовика Баварского (1328-1347г.), гербом империи являлся одноглавый орёл, затем, начиная с императора Сигизмунда Люксембургского (1410-1437г.), гербом империи стал двуглавый орёл, в то время как герб короля римлян сохранился в виде одноглавого орла. При саксонских и франконских императорах императорский престол был избирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором, хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественных княжеских фамилий в Германии. Избирали императора курфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла. Порядок этот продержался до 30-ти летней войны (1618г.).     

     В 962 г. было положено начало соединению в одном лице двух титулов — императора Римского и короля Германского.   Сначала это соединение носило чисто личный характер, потом — официальный и реальный. Однако, империя в Х в. была, в сущности, феодальной монархией.Усвоив идею своей власти от древнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась.     

     В Риме Оттон был только императором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой (низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, как на свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия не признавала императором грубого "франка". Во Франции притязания императоров тоже не признавались. В состав империи Х — XI вв. входили собственно Германия, 2/3 Италии, Бургундия, Богемия, Моравия, Польша, Дания и отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуя химерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства, феодализма и национального обособления. Оттон III (983—1002гг.) всецело погрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся от единоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима во главе Германии, Ломбардии и Греции.     

     Значительной силы достигла империя при Генрихе III (1039—1056гг.) франконском, воспользовавшемся моментом, когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола, что вызвало сильное недовольство церковной власти, погубившей его преемника. Борьба Генриха IV (1056-1106г.) и Григория VII  нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ее влияние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своим силам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. После смерти Генриха V (1124г.) юрисдикция короны стала значительно меньше: признана была самостоятельность князей и баронов.

     Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII века и первой половине XIII века Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (1152—1189гг.), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считал свою власть в империи, зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, как и папская.

     Болонские юристы утверждали, что право устанавливать законы, принадлежит императору, воля которого есть закон, ибо написано: "Quod principi placuit legis habet vigorem, quum populus ei et in еum omne suum imperium et polestatem concesserit". Истинным властителем, однако, Фридрих I был только в Германии. В состав империи в то время входили северная часть Италии и королевство Бургундское, т. е. Прованс, Дофинэ, Франш-Конте, Западная Швейцария, Лотарингия, Эльзас и часть Фландрии. Зависели от империи Богемия и славянские земли в Мекленбурге и Померании. Византия по-прежнему питала к императорам вражду, считая их узурпаторами и варварами, оскорбительно извращая титулы императоров: так, Исаак Ангел называл Фридриха I "главным князем Алеманнии".     

     Императоры короновались четырьмя коронами: коронование в Аахене делала монарха "королем франков", а со времени Генриха II — "королем римлян", коронование в Милане — королем Италии, в Риме монарх получал двойную корону "urbis et orbis", а Фридрих I, под конец жизни, принял и четвертую корону — бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatense). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, так как эти титулы терялись в сравнении ститулом императора. Императорский титул принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. К названию "Римская империя" Фридрих I присоединил эпитет "Священная", не
прибавлявший ничего нового к действительной власти императора, но указывавший на божественное ее происхождение.     

     Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идея императорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствие основания территориальной независимости князей (эпоха великого междуцарствия). Новый период истории Священной империи начинается со времени Рудольфа Габсбургского (1273г.). К XIV веку Священная империя представляла, в сущности, немецкую империю. Власть императора признавалась только в Германии, да ито лишь теоретически, так как в действительности она перешла в руки феодалов. Императоры в XIV в. не стесняются ничем в преследовании своих династических интересов и умножении своих родовых владений. От пышного титула Священной Римской империи оставалось только одно название: князьярасхитили все земли и разделили между собой атрибуты императорской власти, оставив императору только почетные права и считая его своим ленным господином.     

     Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут за чужой счет, переносят всякое унижение перед папой, но продолжают называть себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинами мира, жертвуя всем для формы и внешности. Карл IV даёт обещание папе не оставаться в Риме больше одного дня и получает корону от папы, как дар. Сигизмунд (1410—1437гг.) любил жить на счет имперских городов и охотно бывал там, где его угощали. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (1440—1493гг.), твердившем А. Е. I. О. U. (Austriae est imperare orbi universo) — и
кормившимся по монастырям и имперским городам делало его жалким в глазах всех. После Фридриха III ни один император не был коронован в Риме.
    
     Во время междуцарствия империя потеряла часть своей территории: Польша свергла иго Германии, венгры жестоко опустошали восточную границу империи. После Генриха VII (1308—1313гг.) окончилась власть императоров над Италией; в 1350г. и 1457 г. к Франции перешло Дофине, а в 1486 г. — Прованс. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи (трактат 1499 г.). Росла и внутренняя слабость империи, как агрегата постоянно враждующих мелких государств. Габсбургская династия стремится слить империю с Австрийской монархией. В царствование Карла V (1519—1555гг.) императорская власть значительно усилилась, но попытка вернуть ей прежнее значение встретила оппозицию, как со стороны немецких князей, так и со стороны других государств. Реформация уничтожила теорию, на которой основывалась империя. Последний период существования Священной империи — самый печальный (1648—1806гг.).     

     Вестфальский мир (1648г.) лишил императора всякой возможности непосредственного вмешательства в администрацию. Священная Римская империя Германской нации становится исключительно Германской империей, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл.   
  

     В поствестфальский период в Германии существовало 299 княжеств, ряд имперских городов (т.е. не зависимых от княжеской власти) и сверх того неподдающееся исчислению множество мелких и мельчайших политических единиц, которые иной раз представляли собой небольшое поместье, наделённое правами государства. Около тысячи лиц, будучи баронами или имперскими рыцарями “Freiherr”(свободный господин) -это лицо, унаследовавшее от предков политическую независимость феодального властителя, но зачастую не сохранившее сколько-нибудь значительных владений, обладали полным суверенитетом и на правах слагаемых входили в сложное целое, именуемое Священной Римской Империей Германской Нации.     

     "Наследственным врагом Священной империи" был Людовик XIV (1643-1715г.). В XVIII в. существование империибыло почти забыто: остались только громкие титулы. Весь дух XVIII в. противоречил идее Священной империи. Революция, разрушив феодализм, потрясла до основания старое средневековое здание империи. Раштатский конгресс (1797—98гг.) вполне обнаружил внутреннее разложение Священной империи, всегда страдавшей недостатком национального единства и политической свободы. Последним императором Священной империи был Франц II (1792—1806гг.). В это время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себя истинным преемником Карла Великого и увлекался идеей"всемирной монархии"; в марте 1805 г. он короновался в Милане железной короной. После Пресбургского мира Франц II отрекся от сана императора: еще с l805 г. он стал называть себя "наследственным императором Австрии". Это было концом священной Римской империи Германской нации.


Зображення  Зображення
Карта 1097г.                                                                             Карта 1360г.
Praga-1300
Архіваріус
 
Повідомлення: 179
З нами з: 14 вересня 2012, 12:22
Звідки: Украина

Повернутись до Авторські статті

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 6 гостей

cron