Административно - территориальное устройство Империи

Авторські статті на нумізматичну тематику

Административно - территориальное устройство Империи

Непрочитане повідомлення Praga-1300 » 17 січня 2013, 16:51

Административно - территориальное устройство Священной Римской Империи.
http://sovino.ru



Зображення

   Принятое рейхсратами в Вормсе (1495г.) и Кёльне (1512г.) разделение Священной Римской империи Германской нации на 6 (Вормс), позже на 10 (Кёльн) округов составляло часть принятой рейхстагом в Вормсе реформы империи. Этой реформой далее предусматривалось созда­ние высшего имперского суда, ежегодный созыв рейхстага и закон о Земском мире (вечный мир в стране, общий пфенниг в  качестве импер­ского налога).
  
   Первые шесть округов были созданы в 1500 г. по решению Аугсбургского рейхстага.
Это были следующие округа:
   - Баварский округ;
   - Верхнерейнский округ (Лотарингия (Гессен));
   - Вестфальский (Нижнерейнский) округ ;
   - Нижнесаксонский округ (Брауншвейг-Люнебург, Гольштейн, Мекленбург);
   - Франконский округ ;
   - Швабский округ.
  
   В 1512 г. было образовано ещё четыре округа:
   - Австрийский округ ;
   - Бургундский округ (в 1655г. перешел во владение испанской линии Габсбургов);
   - Верхнесаксонский округ (Саксония, Бранденбург, Померания);
   - Рейнско-курфюршеский (Майн, Трир, Кельн, Пфальц).  

   Границы десяти имперских округов просуществовали практически без изменений до  начала 1790-х гг., когда войны с революционной Францией разрушили систему округов. Часть имперских округов, тем не менее, просуществовала до самого конца Священной Римской империи в 1806 г.  

   В состав каждого из округов входили все государственные образования, находящиеся на его территории, а именно: светские княжества, церковные владения, свободные города, владения имперских рыцарей. Существовали, однако, исключения. Так не являлись частью системы округов следующие территории:
- земли Чешской короны (Богемия, Моравия, Силезия, Верхние и Нижние Лужицы);
- Швейцария;
- государства Северной Италии (кроме епископств Трент и Бриксен);
- некоторые немецкие княжества (графства Мёмпельгард, Йевер, Гогенрехберг, Дик, Реда, владения Шмалькальден, Книпхаузен и ряд других).   

   Состав членов имперских округов на протяжении всей истории их существования не оставался неизменным. Хотя общим принципом был переход права на участие в органах управления округа после прекращения правящей династии к новым правителям государства-члена округа, зачастую это правило нарушалось, чтобы не допустить усиления того или иного княжества. Так герцогам Вюртемберга не позволили получить право голоса всобрании Швабского округа за герцогство Тек, а королю Пруссии — в собрании Франконского округа за графство Гейер. Также к новым владельцамне перешли права на участие в органах управления округов секуляризированных монастырей (Герренальб, Кённигсбронн) и ряда епископств без суверенной территории (Гурк, Лавант). Кроме того, достаточно значительное число территорий-членов имперских округов потеряло право на участие в имперском рейхстаге после прекращения их правящих династий и присоединения этих владений к другим немецким княжествам (например, Юлих, Берг, Клеве, Юстинген, Гогенвальдек и многиедругие). Помимо государственных образований в структуру имперских округов входили лично главы двух дворянских родов — князья Турн-и-Таксиси Лёвенштейн-Вертгейм-Рошфор.

   Органом управления округом являлось окружное собрание (нем.Kreistag). Каждое государственное образование, входящее в состав округа, имело один голос на заседаниях окружного собрания. В отличие от имперского рейхстага, в окружных собраниях отсутствовал принцип коллективного голоса карликовых государств. В результате большинство голосов в собраниях принадлежало малым и карликовым территориям. Зачастую с ними блокировались и свободные города. Хотя крупные княжества имели рычаги влияния на имперских рыцарейи небольшие сеньории, что позволяло им в некоторых округах диктовать свою волю, именно те округа, в которых подавляющее большинство государств относилось к малым и карликовым (Швабский и Франконский) были наиболее эффективны в осуществлении военно-фискальных мероприятий и проведении собственной политики.   

   Среди функций, осуществляемых имперскими округами, выделяют три группы:
1. Поддержание порядка в регионе и разрешение возникающих конфликтов между членами округа мирным путём.
2. Создание коллективной системы обороны, включая поддержание боеспособности крепостей на территории округа, набор и содержание вооружённых сил.
3. Распределение и взимание имперских налогов.

   Большое значение для повышения эффективности деятельности имперских округов имели постановления имперского рейхстага 1681 г., передавшие практическивсе вопросы военного строительства и организации имперской армии на уровень округов. В компетенции императора были оставлены только назначение высшего командного состава и определение стратегии военных действий в случае войны. Финансирование организуемой армии осуществлялось по округам путём взносов государств, входящих в состав округа, в пропорции, утверждённой в 1521 г. Эта система могла быть эффективной, если подавляющее большинство членов округа принимали в финансировании и содержании войск реальное участие. Крупные княжества, такие как Бранденбург или Ганновер, преследовали, главным образом, собственные политические цели и зачастую отказывались от участия в общеокружных мероприятиях. Поэтому деятельность Верхнесаксонского и Нижнесаксонского округов была практически парализована. В то же время Швабский и Франконский округа, в которых отсутствовали крупные государства, являлись примером эффективного взаимодействия и даже создали Союз двух округов (нем.Associationen), ставший активным участником международных отношений в конце XVII-начале XVIII веков.

   Военное значение округов существенно возросло после перехода к постоянной армии. Так Союз Швабского и Франконского округов в 1694 г. принял решение не распускать набранные в округах войска после окончания военных действий, а создать на их основе специальные постоянно действующие военные соединения, получившие название Окружные войска (нем.Kreistruppen). Эти войска также состояли из контингентов, предоставляемых государствам-членами округов, исходя из их населения и финансовых возможностей.

  Создание имперских округов имело большое значение для повышения эффективности организации обороны и поддержания правопорядка в империи. Они фактически стали одним из главных элементов объединения многочисленных немецких государств в единый политический организм Священной Римской империи. На уровне округов ярко проявилась идея имперского патриотизма (нем.Reichspatriotismus), в основе которого лежала лояльность империи и императору как её главе. Кроме того, округа играли функцию поддержания статус-кво в империи, защищая мелкие княжества и города от поглощения крупными государствами, а церковные владения от секуляризации. Об уровне эффективности осуществления имперскими округами этой функции говорит тот факт, что до начала войн с революционной Францией случаи насильственных захватов крупными княжествами (такими как Пруссия, Бавария, Пфальц, Ганновер или Саксония) их более мелких соседей были единичными и вызывали общее возмущение и длительные судебные тяжбы. Ещё одним аспектом охранительной функции имперских округов была защита прав сословий от посягательств на них со стороны князей. Так в 1719 г. вмешательство государств Нижнесаксонского округа не позволило герцогу Мекленбургскому ликвидировать самоуправление городов на территории его владений.

   Эффективность функционирования имперских округов во многом зависела от готовности крупных и средних государств активно участвовать в расходах округов и содержании войск. Кроме того крайне важна была также поддержка, оказываемая императором мелким княжествам, рыцарям, свободным городам и церковным владениям в их противостоянии с крупными государствами, преследующими собственные интересы. Поэтому прекращение участия крупных княжеств в работе округов вызывало их практический паралич, как это произошло в конце XVII века в Верхнесаксонском и Нижнесаксонском округах после приостановки финансирования со стороны Бранденбурга и Ганновера, и в конце XVIII века в Швабском округе после отзыва вооружённых сил Вюртемберга. А когда император в условиях поражений от революционной французской армии перестал оказывать поддержку мелким государственным образованиям вся система статус-кво рухнула: в 1803 г. в империи была произведена всеобщая секуляризация церковных владений, а свободные города и мелкие графства были поглощены крупными княжествами. Это фактически означало конец системы имперских округов, хотя юридически они просуществовали до роспуска Священной Римской империи в 1806г.

   В соответствии с реформой империи согласно Постановлению Нюрнбергского рейхстага 1489 г., были учреждены три коллегии: курфюрстов, духовных и светских имперских князей, имперских вольных городов. Обсуждение вопросов, ставившихся императором на открытии рейхстага, производилось отдельно по коллегиям. Решение принималось на общем собрании коллегий тайным голосованием, причем коллегия курфюрстов и коллегия князей обладали решающим голосом. При одобрении императором решения рейхстага принимали силу имперского закона. Для принятия постановления требовалось единогласное решение всех трех коллегий и императора, иначе заседания рейхстага могли оказаться бесплодными.

   Рейхстаг созывался императором по согласованию с курфюрстами, определявшими также место его проведения. С 1485 г. рейхстаги созывались ежегодно, с 1648 г. исключительно в Регенсбурге, а с1663 г. вплоть до 1806 г. рейхстаг был постоянно действующим органом и, сохраняя свою структуру в форме сословных представительств, в принципе, трансформировался в постоянный конгресс посланников германских князей во главе с императором.

   Политическая и законодательная компетенция рейхстага была широка: он рассматривал вопросы войны и мира, заключение договоров, кроме того, рейхстаг был также высшей судебной инстанцией империи. Его постановления охватывали обширный круг вопросов – от нарушения предписаний против роскоши и шулерства до попыток упорядочения монетной системы и учреждения единообразия в уголовном судопроизводстве. Реализации законодательной инициативы рейхстага препятствовал недостаток общеимперских исполнительных органов. Несмотря на это проводимая рейхстагами политика была достаточно эффективной.
Praga-1300
Архіваріус
 
Повідомлення: 179
З нами з: 14 вересня 2012, 12:22
Звідки: Украина

Повернутись до Авторські статті

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість

cron