- См. также:
- Основные правила Западно-Европейской геральдики
- Гербы Европы
- Русь и Россия: Из истории Московского герба
- С. Рогожин «Высочайше утвержден! Георгий Победоносец, Константин Иванов и др.»
- Гербы городов Руси/России
- В. Сапрыков «Крылатый барс Татарстана».
- В. Х. Валеев и Г. Ф. Валеева-Сулейманова «Древнее искусство Татарстана»: герб Царства Казанского.
- Red Dragon. «Геральдический дракон»
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/herald.gif)
Начало XII-го столетия, когда в Западной Европе массово стали появляться гербы, считается временем становления геральдики как явления общественной и политической жизни. С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) — официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса — «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию геральдики в 16—18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра геральдики учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма геральдика утратила своё практическое значение. Научное изучение геральдики как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине 19 в.
Составные части герба[size=100].[/size]
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/encicloped/herald2_s.jpg)
Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3).
Изображения на его поле наносятся металлами — золото и серебро; финифтями (эмалями) — червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» — горностаевый и беличий.
С 17 в. в геральдике приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не
накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение:
золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство;
серебро — невинность;
голубой цвет — величие, красоту, ясность;
красный — храбрость;
зелёный — надежду, изобилие, свободу;
чёрный — скромность, образованность, печаль;
пурпуровый — достоинство, силу, мужество;
горностай символизировал чистоту.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/shild.jpg)
Левая и правая стороны.
Латинские правила геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая — добро.Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит. По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь)должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону.
Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.
Поле щита.
Деления щита:
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/encicloped/herald_s.jpg)
Формы щитов и шифровка:
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/encicloped/herald1_s.jpg)
Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1—12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры — главные (почётные) и второстепенные.
Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13—24). В геральдике встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22—24).
Второстепенных геральдических фигур в геральдике свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25—42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические.
Человек изображается обычно вооружённым, часто — на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность.
Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43—44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др.
Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых — пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство).Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности).
Растения в геральдике представлены деревьями — дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами — роза, лилия (геральдическая и натуральная 45—46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами.
На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта — различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского — орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.).
Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные
гербы).
Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н.А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы» , 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело» , 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. — Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ» , 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897. Ю. Н. Коротков.© www.rubricon.ru
Геральдическое значение дракона
«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе».А.Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом.»
Г. Бидерман «Энциклопедия символов»
«В центральном круглом медальоне знака (креста)ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. — красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия. Некоторыми это изображение неверно трактyется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причинy ошибки следyет искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон — с двумя лапами, а змий — с четырьмя.
Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочномy трактованию изображения змия как дракона.»
В. А. Дуров «Русские награды», М., Просвещение, 1997.
Другое геральдическое значение дракона — неприкосновенность.Обоснование геральдического элемента: будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).
«Могу я и другое порассказать о нем.
Он страшного дракона убил своим мечом,
В крови его омылся и весь ороговел.
С тех пор чем ни рази его, он остается цел.»
«Песнь о Нибелунгах»
Позы животных.
Животные и мистические существа в геральдике обычно изображаются в одной из стандартных геральдических поз.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/dr2.gif)
«Отображение» (Disрlayed)Существо изображается в «развернутой» позе. Такая поза обычно используется для птиц и крылатых существ.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/dragon2.gif)
«Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (Passant) Существо идет направо, передняя лапа поднята, а остальные три лапы на земле. Смотрит
вперед.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/pantera.gif)
«Безудержный, неиствующий» (Ramрant )Существо смотрит направо. Оно стоит, опираясь в основном на свою левую (зловещую) ногу, правая служит лишь для опоры. Обе передние лапы подняты вперед. Левая лапа — немного ниже, чем правая. Эта поза подразумевает ярость. Для некоторых существ (дракон, грифон) эта поза называется segreant.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/stat.gif)
«Стоящий На Всех Лапах» (Statant) Существо смотрит вправо, стоя всеми четырьмя лапами на земле.
Дракон главным образом изображается как «Безудержный» (segreant), «Стоящий На Всех Лапах» (statant) и «Идущий С Поднятой Правой Передней
Лапой» (рassant). У него четыре ноги, раздвоенный язык, крылья как у летучей мыши, хвост с лопатообразным утолщением на конце и чешуя.
Дракон
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/dragon_passant.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/dragon_rampant.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/dragon_statant.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/german_dragon.gif)
Dragon (англ.), Lindwurm (нем.) — один из наиболее широко распространенных геральдических монстров; устойчивыми признаками дракона являются: четыре когтистых лапы, сегментированные брюхо, грудь и внутренняя поверхность бедер, длинный прямой хвост со стреловидным окончанием, высунутый язык и перепончатые крылья летучей мыши.
Дракон входит в герб Уэльса, также — Принца Уэльского (титул наследника британского престола со времен Столетней войны); красный дракон входил в герб династии Тюдоров.
Виверн.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/wyvern_erected.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/wyvern_displayed.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/sea_wyvern.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/wyvern.gif)
Wyvern (англ.) — специфически английский геральдический монстр, в прочих странах не различаемый с драконом; в отличие от дракона в узком смысле этого термина, виверна имеет только переднюю пару конечностей, а задняя часть ее тела плавно переходит в драконий хвост; в остальном виверна полностью аналогична дракону; виверны входят в герб герцогов Мальборо .
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/cockatrice.gif)
Cockatrice (англ.) — геральдический монстр —виверна с головойпетуха; термин basilisk также иногдаи спользуется применительно к cockatrice; однако в узком геральдическом смысле basilisk отличается от cockatrice — он имеет хвост, оканчивающийся драконьей головой
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/salamander.gif)
Саламандра — Монстр, описываемый как «дракон в огненной купели»; однако фактически саламандра, в отличие от геральдического дракона,
изображалась без крыльев и по внешнему виду больше напоминала ящерицу; саламандра входила в герб Франциска I, короля Франции.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/111.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/111.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/111.gif)
Античный автор II в. н. э. Флавий Арриан, служивший правителем римской провинции Каппадокии (на территории современной Турции) и лично
командовавший римскими войсками, направленными против вторгшихся в Закавказье алан в 135 г. н. э., в своей работе «Тактика» приводит
описание скифских военных знамен и значков: «Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соответствующей
длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно
представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видны только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при
движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на этих животных (т. е. драконов), и при быстром движении даже издают свист
от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны и для
различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой.»
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/def/golden_psalter_s.jpg)
Войско каролингской эпохи в походе. Впереди — драконарий со знаменем-«драконом».
Миниатюра из Золотой Псалтыри (Psalterum Aureum). Сенкт-Галл, ок. 900 г.
В рассказе Флавия Арриана обращает на себя внимание в первую очередь то, что военные знамена скифов и алан, на которых наносились изображения
фантастических и полуфантастических животных, сшивались именно из разноцветных лоскутьев... Под влиянием скифов и затем алан подобные драконообразные значки и их изображения на знаменах получили распространение в персидском, парфянском и римском войске.В одиннадцатой песне «Илиады» мы читаем, что на щите Агамемнона был изображен синийтрехглавый дракон; через много веков скандинавские пираты рисовали драконов на
своих щитах и помещали резные изображения драконовых голов на носах своих длинных судов.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/draco.gif)
В балладе об Атисе читаем: Се souloient Romains рorter Се nous fait moult a redouter
(Их римляне несли перед собой, От страха мы и проиграли бой.)
«Тогда и Август Феодосии повелел великому комиту Аддэ отправиться на помощь Папу со всем греческим войском, не оставляя никого в стороне, даже пешие гарнизоны городов, носившие шелковые (знамена) с изображением драконов.Так как греческие воины носили золотое и серебряное оружие и кони их были украшены таким же образом, то они выглядели подобно каким-то стенам, причем многие из них своим снаряжением из ремней и кожаной брони создавали впечатление твердых каменных глыб, а над ними колыхались гривы с голов животных, подобно раскидистым кронам деревьев. Извивы же драконов, раздувавшихся при порывах ветра и разевавших ужасные пасти, могу сравнить только с алмазной горой, нависающей над морем, как нависла вся греческая рать над персидским войском. Ибо и последнее было сходно с широко разлившейся по берегам рекой; цвет их защитного снаряжения и впрямь создавал впечатление воды».
Мовсес Хоренаци «История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни»
Грифон.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/grifon_erased.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/grifon_passant.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/grifon_segreant.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/grifon_statant.gif)
Griffin, Grурhon (англ.) представляет собой гибрид орла и льва; а именно: передняя часть туловища, передние лапы, голова и крылья – орлиные; задняя часть туловища, задние лапы и хвост – геральдического льва; помимо этого, в отличие от реального орла, грифон имеет на затылке
пару острых ушей; грифон никогда не изображается со сложенными крыльями.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/111.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/111.gif)
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/111.gif)
Изначально символика была создана из-за военной необходимости опознавать броню, одевавшую воинов, чьи лица были скрыты шлемами и
забралами. Во времена Крестовых походов, в которых принимали участие мужчины из разных стран, идея геральдической идентификации легко прижилась и широко распространилась среди благородных сословий Западной Европы. Поскольку большинство аристократов не могли писать, их гербы стали использоваться в восковых печатях, которыми благородные господа запечатывали письма и подтверждали документы. Для этой же цели гербами
обзаводились духовные лица, юристы и главы различных предприятий, организаций, учреждений, как, например, колледжи, коммерческие компании и
города.
Хотя геральдика зародилась в среде аристократии, в некоторых странах (как, например, Германия, Италия и Скандинавия) она получила распространение и среди бюргеров (burgerlich), «не-благородных», служивших в армии.В городах Италии и в Альпийских регионах патриции — те, кто считался равными по статусу с земельными аристократами, хотя последние не снисходили до них, — также могли использовать геральдические символы.
В Европе развевающиеся знамена символизируют стремление к победе, и все символы геральдики, в конечном счете, принимают такое же значение. Геральдические символы в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того,
что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса — иногда в искаженной форме,
безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур,
придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов.
Такое толкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма.Здесь используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Беклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и, в связи с этим, и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски», — это, скорее, маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика.
Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку. Лис на гербе означает живость и остроту ума, причем о нем говорится: «слово и дело суть одно и то же».В геральдике вначале существовало представление о равнозначности цветов, в эпоху Ренессанса возникла сложная символика, связанная со значением планет и человеческих свойств (Беклер, 1688). Подобные разграничения чужды средневековой геральдике и возникли лишь после того, как гербоведение перестало соотноситься с рыцарством в прежнем смысле. Следует отметить, что цветовой набор предопределялся распространенностью определенных красок вообще. Например, в доисторической наскальной живописи собственно голубой (синий) цвет не встречается, поскольку под рукой не было соответствующего материала.
Вепрь в геральдике обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не
склонен отступать никоим образом» (Беклер, 1688г.)
Ключи, изображаемые на гербах, означают господство и власть открывать и закрывать, поэтому с ними изображался двуликий Янус, ибо он имеет
силу закрывать старый год и открывать новый. Есть также обычай приносить ключи от города его верховным правителям, чтобы показать тем самым, что им передается вся власть. Ключи на гербе указывают также на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю»
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/crest.gif)
В геральдике известны многочисленные формы крестов, которые частично имеют символическое значение. В частности, стоит упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского
королевства.
Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом, или, короче, Квесте (англ. queste — поиски), и обозначает поиски рыцарских
приключений в качестве испытаний.
Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Сама лилия считалась символом королей.
![Зображення](http://dragons-nest.ru/def/herald/lily.gif)
Иногда лилиеобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест
является орденским знаком основанного в 1156 г. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. У стреловидного креста концы оформлены в
виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней
фашистской партии в тридцатые годы, он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. В
Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак, в отличие
от свастики господствующего в Германии национал-социализма. Другие кресты, используемые в геральдике, — это, например, деревоподобный, или
ветвеобразный, крест, клеверообразный крест как символ св. Патрика, воспроизводящий, или святительный, крест как четырехкратное повторение
крестового символа, иоаннитский, или мальтийский, крест с разделенными концами, булаво- или яблокоподобный крест и др.
При создании данной страницы использованы материалы,
любезно предоставленные Александром Зоричем
(проект «Art Pragmatica.Галереи хороших изображений»).
Г. Бидерман «Энциклопедия символов»